Что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев – особенности развития малыша в год 7 месяцев

Развитие и питание ребенка в 1 год и 7 месяцев: что должен уметь малыш, как правильно составить для него меню?

Каждый детский возраст имеет свои особенности и прелести. На смену одним заботам приходят другие – если в чем-то становится легче, то обязательно появляются новые хлопоты и тревоги. Возраст 1 год и 7 месяцев не исключение. Обладая основными навыками, ребенок начинает активно изучать окружающий мир и проявлять самостоятельность – такое поведение несет в себе много интересного, но и хранит достаточно опасностей, так как возрастает риск получения травм.

В год и семь месяцев ребенок начинает ходить более активно – он уже почти не нуждается в поддержке родителей. Результатом чрезмерной активности могут стать травмы, поэтому маме нужно быть особенно внимательной

Физическое развитие

В возрасте 1 года и 7 месяцев физические показатели составляют: для мальчиков рост – 84 см, вес – 11,5 кг, для девочек рост – 81 см и вес – 11,2 кг. Данные цифры условны и являются среднестатистическими.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка остается сон. В этом возрасте деткам полагается спать не меньше 12 часов в сутки. Идеальный режим дня не обходится без дневного сна, который обычно длится около 2 часов, ведь малышу еще достаточно сложно бодрствовать на протяжении всего дня без отдыха. Встречаются дети, которые любят подольше поспать утром, а потом днем их невозможно заставить пойти в кровать. В этом случае родителям стоит пробовать уговорить ребенка хотя бы полежать и отдохнуть в спокойной обстановке, послушав сказку. Можно также прибегнуть к хитрости: так как дети любят все повторять за родителями, следует сделать вид, что вы тоже ложитесь вместе с ним ненадолго поспать.

Умственное и эмоционально-психическое развитие

В первый год жизни в приоритетах у родителей стоит физическое развитие ребенка: сначала умение держать голову, потом способность садиться и в конце ходить. Чем старше становится малыш, тем больше на первый план выходят его умственные способности и психическое состояние.

  • В 1 год и 7 месяцев кроха умеет различать предметы по цвету, форме и размеру (рекомендуем прочитать: что в норме должен уметь ребенок в 1,5 года?).
  • У него начинает формироваться логическое мышление, он понимает, какие последствия могут идти за тем или иным действием: например, если выпустить из рук чашку с водой, вода разольется, а чашка может разбиться.
  • У ребенка появляются свои потребности, он обязательно будет сообщать о них и требовать желаемое. Увы, родители не всегда способны понять, чего от них хочет малыш, а кроха еще не имеет возможности объяснить и показать, поэтому продолжает для этих целей использовать плач.
  • Некоторые детки уже начинают неплохо изъясняться при помощи отдельных слов.
  • Часто замечания и предупреждения родителей остаются проигнорированными ребенком, иногда даже встречены со злостью, агрессией и гневом. Для данного возраста это вполне допустимая реакция, поэтому во избежание истерик родителям стоит следить, чтобы их малыш не переутомлялся, исключать причины возбуждения и окружать кроху своим теплом и заботой.

Малыш в год и 7 месяцев уже способен различать формы и цвета – это значит, что игры он выбирает более сложные, повторяет простейшие бытовые навыки и умения, которые он подсмотрел у взрослых

Речевые навыки

В этом возрастном периоде кроха начинает говорить огромное количество слов, часть из которых можно понять не сразу и с большим трудом, а некоторые так и остаются неузнанными. Кроме отдельных слов малыш способен связывать их в короткие несложные предложения из двух-трех слов, например: “мама, на” или “папа, иди”.

Кроха в 1 год и 7 месяцев прекрасно понимает не только значение запрещающих слов, таких как: “нет”, “стоп”, “нельзя”, которые научился мастерски не замечать, но и многое из услышанного он осознает и запоминает. Все сказанное при малыше остается в его голове на подсознательном уровне – таким образом у него накапливается пассивный словарный запас.

Личная гигиена и рацион здорового малыша

Личная гигиена – важная составляющая здоровья малыша. Уход и водные процедуры должны обязательно присутствовать в повседневном режиме дня ребенка, тем самым постепенно переходя в привычку. К ним относятся умывание и чистка зубов утром и вечером, подмывание, купание. Кроме того малыш уже знает, для чего нужен горшок и умеет использовать его по назначению или находится в процессе приучения, а это в значительной мере упрощает уход за ним. Из списка дополнительных дел не стоит вычеркивать гимнастику и закаливание организма.

Четырехразовое питание ребенка должно быть не просто полезным, а еще и разнообразным. Ищите и пробуйте новые рецепты. Рацион полноценного питания обязан включать:

  • каши;
  • супы;
  • овощи и фрукты;
  • рыбу и мясо;
  • кисломолочные продукты;
  • немного сладостей.

У крохи формируется свой вкус, появляются определенные предпочтения и любимые блюда в предлагаемом меню. Этот возраст также подходит для отказа от пюре и перехода на рубленую пищу – так малыш будет учиться пережевывать твердые продукты.

В полтора года и больше малыш уже отлично знает, какие вкусы для него приятны, а какие нет. Маме придется потрудиться, чтобы составить вкусный разнообразный рацион на каждый день, да еще и угодить крохе

Игры с ребенком от полутора лет

Не последнее место в полноценном развитии ребенка любого возраста занимают игры (подробнее в статье: здоровый режим дня ребенка в 5 месяцев). Интересная игра способна не просто занять на время малыша, но и способствует при этом совершенствованию определенных навыков и умений, а также доставить ему массу удовольствия, особенно если в игре участвуют родители (подробнее в статье: какие умения должны быть у ребенка в 5 месяцев?). Общение мамы и папы с ребенком в непринужденной игровой форме положительно отражается на эмоциональном и психическом состоянии крохи.

Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом, чтобы малышу не было скучно или наоборот слишком тяжело. Игры, которые идеально подойдут ребенку в год и семь:

  1. Мозаика, пазлы и конструкторы. Подобного рода занятия развивают мышление малыша и мелкую моторику. Естественно, их детали и комплектующие должны быть крупными и яркими.
  2. Подвижные игры. Очень важно, чтобы ребенок как можно больше двигался, тем самым тренировал мышцы и совершенствовал приобретенные навыки. Оптимально, когда на прогулке малыш больше ходит, бегает и исследует окружающий мир, чем сидит в коляске. Можно поиграть с ним в прятки или побегать наперегонки.
  3. Мамин помощник. Дома можно назначить ребенка своим помощником и поручать крохе важные задания – например, разложить салфетки или выбрать, из каких овощей приготовить обед. Такой подход не только разовьет в малыше трудолюбие, но и научит уважать чужой труд, продемонстрирует важность и незаменимость ребенка в быту.


Что должен уметь ваш малыш в 1 год и 7 месяцев?

Малыш, переступивший порог полутора лет, продолжает пребывать в противоречии с окружающим миром. Он часто настаивает на своем, делает все наперекор, не слушается, капризничает. Обусловлено это недостаточными навыками самостоятельного обслуживания, умения понятно выражать потребности, регулировать свои эмоции. Однако на фоне этих особенностей он продолжает активно развиваться, совершенствуя различные навыки, а также постигая что-то новое. Что примерно должен уметь ребенок в возрасте 1 года и 7 месяцев?

На фоне эмоций

Многие родители отмечают, что к этому возрасту число истерик ребенка возрастает. Однако с точки зрения психологии это считается возрастной нормой: нервная система малыша еще не научилась регулировать эмоции в нужной степени, а выход им нужен. Не умея толком объяснить, что с ним происходит, ребенок начинает капризничать и плакать. К тому же, сохраняется противоречие между осознанием себя как отдельной личности и неспособностью доказать это на практике (многие навыки крохи еще далеки от совершенства).

Но, несмотря на все негативные проявления, психоэмоциональная сфера ребенка продолжает развиваться.

  • Он уже называет свое имя, любит его произносить и понимает, о ком речь.
  • Узнает свое отражение в зеркале, любуется им.
  • Понимает разрешающие слова и запреты (последние ему совсем не нравятся).
  • Прибегает к хитростям и уловкам, чтобы не делать то, что от него требуют (например, вдруг «перестает слышать»).
  • Выражает соответствующие эмоции на похвалу, запрет, наказание.
  • Знает и показывает все части своего тела, знает имена всех членов семьи.
  • Начинает понимать, что такое страх: боится темноты и подозрительных звуков.
  • Любит музыку. Услышав любимую мелодию, начинает пританцовывать в такт, может пытаться подпевать.
  • Начинает любить рисование: пальцами, красками, карандашами. Часто выбирает в качестве «полотна» предметы, на которых рисовать ему запрещают (обои, пол).

Не наказывайте малыша за непослушание или капризы. Лучше постарайтесь поговорить с ним, понять и разделить его чувства. Примерно к 4 годам капризы прекратятся, ребенок научится регулировать свои эмоции.

Помните: на частоту истерик напрямую влияет усталость. Поэтому обеспечьте крохе сон не менее 12 часов в сутки. Хорошо, если днем он тоже будет отдыхать.

Оттачиваем физические навыки

В 1 год и 7 месяцев малыш продолжает закреплять и оттачивать полученные ранее навыки ходьбы, изменения положения в пространстве, координации.

  • Ходит без поддержки взрослого. Многие детки уже умеют бегать и даже подпрыгивать.
  • Может из положения сидя встать и опуститься обратно.
  • Совершенствуется координация движений, чему в немалой степени способствуют игры с мячом, так любимые детьми после полутора лет (кроха любит кидать, пинать мячик).
  • При беге и ходьбе кроха не спотыкается и не падает, поскольку стал лучше держать равновесие и научился смотреть под ноги.
  • Переступает невысокие препятствия, умеет обходить преграды.
  • По лестнице поднимается самостоятельно, спускается пока еще с поддержкой взрослого.
  • Может прыгать не только на месте, но и вперед.
  • Умеет присаживаться на корточки.
  • В состоянии выбраться из манежа, открыть входную дверь.
  • Делает попытки одеваться, а при необходимости (например, если ему жарко) старается стянуть с себя одежду.
  • Случайно упав, поднимается и начинает отряхивает ручки, одежду.
  • После купания или еды вытирается полотенцем или салфеткой, умеет пользоваться зубной щеткой, умываться, пользоваться горшком, что значительно упрощает уход.

Повышается уровень развития ребенка в части моторных навыков. Он уже может открыть кран, чтобы помыть ручки, открутить крышку на банке или бутылке, пользоваться лопаткой и ведерком в песочнице.

Не «облагайте» малыша бесконечными запретами, продиктованными вашей излишней бдительностью. Это отобьет у маленького человека всякую охоту к дальнейшему познанию мира. Помните: запрет должен вводиться только в случае реальной угрозы жизни или здоровью ребенка.

Подражая взрослым, малыш учится причесываться, ставить тарелки на стол, совершенствует навык владения ложкой. Девочки могут «краситься», «убираться», «готовить» для кукол, как мамы, мальчики – «бриться», «читать книгу», «чинить» что-либо, как папы. Хотя сейчас они еще не в состоянии осознать социальную роль мужчины и женщины.

Интеллектуальное развитие

Сейчас малыши начинают осознавать последствия своих действий. Например, знают, что вода разольется не только если наклонить чашку или налить в нее слишком много, но также если ее уронить и разбить.

Уровень интеллекта позволяет ребенку точно различать предметы по цветам, размерам, формам. Чего еще достиг малыш в плане умственного развития?

  • У него появились любимые книжки. Правда, зачастую свою любовь он проявляет, пытаясь мять или рвать их. Поэтому задача родителей – показать ему, что книга – хранитель интересной истории и наш хороший друг. К тому же, в книжках для этого возраста много ярких картинок, которые можно рассматривать и изучать.
  • Благодаря стремлению во всем подражать взрослым, кроха все чаще предлагает свою помощь в любых домашних делах, от подметания коврика до стирки белья. И если родители сейчас станут методично отказываться от этой «помощи» (отчасти их, конечно, можно понять: от нее только хлопот добавляется), то в дальнейшем они не получат ее, даже если будут упрашивать подросшего ребенка.
  • Сейчас кроха вдруг «вспоминает» об игрушках, которые ему были куплены раньше (особенно если их подарили родственники «на вырост»). Если когда-то детальки конструктора или мозаики он просто расшвыривал по комнате, то теперь сосредоточенно изучает процесс игры с ними, ведь его внимание уже намного лучше концентрируется, чем раньше.

Не предлагайте малышу для игры сразу много игрушек. Их должно быть ровно такое количество, чтобы на все хватило внимания маленького непоседы. Иначе нервная система будет перегружена, что непременно выльется в очередной приступ капризов.

Развиваем речь

Что должен уметь ребенок к этому возрасту в плане речевого развития? На данном этапе в активном словаре малыша может быть от 20 до 40 слов. Это простые короткие слова, звукоподражания, видоизмененные слова или обрывки полноценных слов – все то, что малыш употребляет всегда по отношению к одним и тем же предметам или действиям. При этом произносимые слова ребенок уже пытается оформить в простые предложения по 2–3 слова (чаще всего это обращения: «мама, дай», «папа, иди»).

Читайте также:  Ребенок левша, правша или амбидекстр: что должны знать родители

Пассивный словарь, конечно же, намного шире. В нем повседневные предметы, действия и понятия, имена всех родных.

Одним из главных правил развития речи детей является активная речевая среда. То есть малыш должен жить в речевом окружении. Для этого мама постоянно общается с ним, когда они играют, гуляют, занимаются домашними делами, кушают, купаются. Она часто поет крохе потешки, колыбельные, разучивает с ним простые «запевки». Ребенку нужно много читать, рассматривать с ним вместе картинки в книжках, описывать их, учить простенькие стихи наизусть. Малыша постоянно знакомят с новыми понятиями (названия животных, птиц, фруктов, овощей и т. д.).

Раз уж ребенок сейчас во всем копирует взрослых – пусть копирует маму, когда она изображает разные звуки: голоса животных и птиц, шум ветра, гул самолета… Лучше делать это перед зеркалом, чтобы у малыша была возможность видеть не только артикуляцию мамы, но и свою собственную.

Весело и с пользой

Для ребенка этого возраста можно подобрать немало полезных занятий, которые будут ему интересны. При этом он «подтянет» все сферы своего развития.

  • Мышление, глазомер, координацию и логику прекрасно развивают пазлы, мозаики, конструкторы, игрушки-вкладыши, матрешки, сортеры, пирамидки. Можно воспользоваться «подражательностью» ребенка. К примеру, сортируя вещи для стирки, попросить его отобрать только белые вещи или только маечки. А развешивая белье на веревки – подавать маме прищепки определенных цветов.
  • Игры со шнурками, пуговками, бусинами, крупами развивают мелкую моторику. Также сюда можно добавить рисование и лепку, которые в этом возрасте уже нравятся малышам.
  • Различные сюжетные игры знакомят ребенка с законами социума. Для них понадобятся разнообразные игрушки. Например, гаражи для машинок, кроватки, коляски, посудка, больничка для кукол, мишек и заек, одежки, игрушечная мебель.
  • Физическому развитию способствует активность малыша. Пусть бегает, прыгает, поднимается по лестнице, лазает по лесенкам и горкам на площадке во дворе, ходит по бревну, пролезает под преградами, играет с мячом, познакомится с качелями…

Все, что родители вкладывают в своего ребенка, составляет не только багаж его текущих достижений, но и копилку будущих успехов и побед. Поэтому вкладывать всегда нужно максимум. Но это не значит, что мы должны завалить кроху дорогими гаджетами и оставить с ними наедине. Главное в этом вопросе – наше непосредственное участие, общение с ребенком, любовь, забота, а также готовность всегда прийти на помощь.

Развитие малыша в один год семь месяцев

Вашему малышу 1 год и семь месяцев, или просто 19 месяцев. Родителям нужно понимать, что рамки развития, которые прописали ученые, являются идеальными. В реальной жизни малыш может немного отставать или опережать развитие. К 2-3 годам все малыши «выравниваются» в этом плане.

Сейчас начинает проявляться собственный характер, темперамент ребенка. Малыши к этому возрасту становятся более самостоятельными, они хотят все делать сами, без помощи родителей. Это время высокой двигательной активности. Необходимо помнить, что развитие ребенка подразумевает хорошее, сбалансированное питание. А еще достаточно времени для отдыха и спокойного сна.

Особенности физического развития

Если ваш малыш не может усидеть на месте, все время хочет бегать, играть, изучать окружающий мир, не волнуйтесь: его физическое развитие идет совершенно нормально. Однако нужно помнить, что в 19 месяцев ребенку нужно спать по 12-13 часов, из них 2 часа отводится на дневной сон. Малыша не так-то легко уложить спать днем: он может говорить, что совершенно не устал. Но всего пара дней в таком режиме, и он начнет капризничать, испортится настроение. Все это из-за повышенной утомляемости.

Мама может создать необходимую атмосферу для отдыха: тихая музыка, сказка, приглушенный свет. Дети любят не только ходить, но и ползать. Физическая активность укрепляет мышцы, ребенок становится более выносливым. С 1 года 5 месяцев до 2 лет может быть небольшая потеря в весе. Это происходит опять же из-за физической активности. В этот период очень важно хорошее, сбалансированное питание для ребенка:

  • рыба, мясо (курица, телятина, индейка, нежирная свинина);
  • свежие овощи и фрукты;
  • каши, зерновые, грибы;
  • молочные продукты.

Сейчас основной вид физической деятельности — игра. Очень полезно для ребенка играть в компании других детей. Взрослые могут научить их простым совместным играм. Сейчас развитие направленно на укрепление навыков ходьбы, бега. Малыш учится координировать свои движения. Часто бывают падения, но они не должны приводить к серьезным травмам, ведь косточки еще довольно мягкие. Сломать ногу или руку при падении малышу практически невозможно.

Психомоторика

Психомоторное развитие на этом этапе жизни малыша имеет некоторые особенности:

  1. Ребенок все еще не разговаривает, но уже пытается произносить отдельные слова. У него богатый арсенал звуков. Так он общается с окружающим миром, родителями, другими детьми.
  2. Активное развитие мелкой моторики. Причем все эти мелкие движения (открыть кран, бутылку, застегнуть пуговицу) очень интересуют ребенка.
  3. В 1 год и 5-7 месяцев хорошо развита жестикуляция.
  4. Часто боится темноты, пугается шорохов и непонятных звуков.
  5. Понимает мимику родителей. Когда вы злитесь, ругаете ребенка, он может тянуть к вам руки. Так он просит продемонстрировать вашу любовь к нему.

Как видно, психическое развитие проходит быстро. Уже в этом возрасте малыш понимает некоторые механизмы манипуляции. Мама ругает его, а он тут же хочет обниматься, целует маму. Или же «перестает» слышать слово «нет» – просто не обращает внимание на родителя, который что-то запрещает.

Социальное развитие

Малышу в 1 год очень полезно бывать в компании других детей. К возрасту 19 месяцев общение просто необходимо. Ребенок все еще тесно связан с родителями, но уже проявляет много интереса к играм с другими малышами. Они устанавливают свои игровые правила, общаются на понятном друг другу языке. Это подталкивает их к развитию речи.

Есть еще один очень важный момент развития ребенка в 19 месяцев. Периодически могут случаться приступы агрессии, гнева, недовольства. В этот момент ребенка не узнать, ведь он может драться, кусаться, кричать и активно пытаться причинить боль.

С одной стороны, родителям не стоит сильно волноваться по этому поводу. Обычно это из-за голода, усталости, резкой обиды. Малыш еще не может по-другому выразить свое негодование. С другой стороны, нельзя поощрять или не обращать внимания на такое поведение. Лучше всего взять его за руку, отвести в тихое место и поговорить. Самыми простыми словами объясните, что так делать нельзя.

Такое поведение может периодически возникать от 1 года до 3,5 лет. Сейчас у ребенка еще нет самоконтроля, так что родителям нужно следить за этими выплесками негатива. На площадке или в компании других детей он может причинить вред кому-нибудь. Сами понимаете, какие последствия будут у вас с родителями «пострадавшего».

Что умеем делать?

В 1 год и 7 месяцев малыши умеют очень много. Даже по сравнению с возрастом 1 год они уже перешли на новый уровень физического и психического развития.

Тихие игры лучше всего оставить на вечер и послеобеденное время, когда нужно подготовиться ко сну. Например, ребенок играет на полу, складывает конструктор, кубики. Мама может в это время читать ему сказку. Так он постепенно успокаивается и ему будет легче заснуть. В возрасте 19 месяцев мелкая моторика еще не так хорошо развита, чтобы собирать мозаики, так что можно ограничиться разными видами конструктора.

Куклы, игрушки, машинки уже подходят для тихой игры. Предложите ребенку поиграть вместе. После нескольких сеансов игры с родителями ему уже будет интересно поиграть самостоятельно. В этом возрасте малыш может сосредоточиться на процессе до 30 минут. Потом придется сменить вид деятельности.

Активные игры

Лучше всего подходят активные игры на воздухе. Если ребенок ходит в ясли, то там его научат играть в большой компании. Знакомые всем хороводы, «ручейки», преодоление препятствий. В такие же игры можно поиграть на детской площадке. Активность лучше всего оставить на первую половину дня.

Словарный запас

В этом возрасте кроха еще не очень-то хорошо разговаривает. Словарный запас увеличивается, но всего на 2-5 слов в неделю. Развитие речи началось еще в 1 год, но теперь ребенку бывает интересно просто повторять понравившееся слово. Сейчас не стоит волноваться, если ребенок не произносит все слова и звуки правильно. Первая проверка у логопеда будет только к 4 годам – до этого времени все еще можно поправить.

Неправильное произношение слов может быть из-за банального недостатка опыта. Какое-то слово он слышит слишком редко. Родители тут могут помочь: повторяйте непонятные и сложные слова, поправляйте малыша. Больше читайте вслух, слушайте сказки вместе.

За несколько месяцев дети выучивают достаточно слов, причем совершенно разных частей речи. Чаше всего сейчас используются существительные или глаголы. Прилагательных малыш может еще почти не знать. Обучение описательным словам можно начать с изучения названий цветов.

Можно использовать любовь ребенка к играм. Изучение новых слов можно тоже представить как игру. Положите перед малышом картинки с изображениями животных, например. Повторяйте названия, указывая на картинку. Потом просите показать животное, которое вы называете. Когда кроха будет хорошо справляться с этим заданием, сделайте все наоборот: показывайте картинку и просите назвать животное.

Несколько советов для родителей

Физическое и психологическое развитие идет быстро, но родителям нужно знать кое-что еще про своих малышей. Несколько советов для родителей:

  1. Ребенком обязательно нужно заниматься. Если в 1 год и 7-10 месяцев он еще не умеет толком ходить, вместо слов издает звуки, то налицо задержка в развитии. Это может быть абсолютно здоровый малыш, просто им не занимались.
  2. Ругать ребенка нужно. Главное – делать это правильно. Указывайте на ошибку, показывайте, как избежать ее. Это не игровой момент, а серьезный. Для порядка ограничьте малыша в чем-то: например, на 10 минут он остается в своей комнате без игрушек. Или лишите его просмотра мультфильма. В следующий раз просто напомните о последствиях. Малыши быстро схватывают правила поведения. А вот кричать, бить совсем не нужно и вредно: это может лишь затруднить психическое развитие. Лучше объяснить, в чем он не прав и как это можно изменить.
  3. Уже в 1 год и 7 месяцев можно давать крохе разные полезные задания. «Отнеси игрушки в комнату» или «возьми салфетки, положи их на стол»… С одной стороны, вы учите малыша помогать вам, с другой — это хорошая тренировка речи и понимания.
  4. Постепенно приучайте малыша к горшку. Нельзя заставлять насильно («Будешь сидеть, пока не пописаешь в горшок») – это вредит здоровью. Предлагайте ему горшок, объясняйте, что он уже скоро станет «взрослым» и нужно будет ходить в туалет именно так.
  5. Показывайте, как заботиться о себе, самому чистить зубы, мыть руки.

Все приходит с опытом и со временем. Не спешите, заставляя малыша в 1 год и 5-10 месяцев делать то, что дети могут делать только к 2 годам. Эта спешка не приведет вас к каким-то особенным результатам. Но нельзя и затормаживать естественное развитие, коммуникацию с детьми. Малыш сам подскажет вам, что ему нужно, чему стоит учиться сначала.

Читайте также:  Ребенку 1 год и 1 месяц – как развивается малыш, и что умеет делать в этом возрасте?

Особенности развития ребенка 1 год 7 месяцев

Воспитывая ребенка, умные и любящие родители пристально следят за тем, как растет и развивается малыш.

В помощь им есть справочники, которые подробно рассказывают о показателях физического развития малышей.

Обращаясь к таблицам ВОЗ или тем, что разработаны отечественными педиатрами, нужно всегда помнить, что нет в мире двух совершенно похожих детей.

Если ваш ребенок немного отличается от описанного докторами, не стоит тревожиться.

Если же показатели сильно разнятся, то важно знать, что вес, рост и другие физические параметры здорового малыша можно исправить правильным питанием и режимом дня.

Питание

Ребенок в возрасте около двух лет уже способен усваивать очень разнообразную пищу.

В качестве первого блюда малышу можно подать мясные, рыбные, овощные, молочные и даже фруктовые супы.

К привычным молочным кашам добавляются приготовленные в соответствии с возрастом рыба, различные виды мяса. Очень важно, чтобы малыш получал достаточно сырых и вареных овощей и фруктов.

Можно найти много рекомендаций по питанию и разнообразных рецептов полезных блюд. Но часто самые большие трудности при кормлении ребенка у родителей вызывает отсутствие аппетита у малыша.

Аппетит возбуждает запах вкусной пищи, ее красивый вид и обстановка, в которой кормят малыша. Чем с большей охотой ребенок садится за обеденный стол, тем сильнее идет выделение пищеварительного сока, а значит, пища легче усваивается. Установите правильный режим питания, и в определенные часы у малыша будет просыпаться здоровый аппетит. Этот эффект называют «рефлекс на время».

Дети в возрасте от полутора лет обычно едят четыре раза в день. Завтрак – до 9 часов, обед в 12-13, полдник – после дневного сна, желательно не позже 16.30, а ужин – в 20 часов.

Наберитесь терпения при кормлении ребенка, не подгоняйте малыша. На втором году жизни ребенок уже хочет есть самостоятельно. Поэтому наберите воздуха в грудь и спокойно наблюдайте, как ваше чадо обляпывает свою одежду, скатерть и пол. Не забудьте хвалить его за каждую ложку, донесенную до рта. Пусть ребенок привыкнет спокойно пережевывать еду, потому что при этом вырабатывается больше слюны, пища хорошо обрабатывается и усваивается.

Растем играя

Заботясь о том, чтобы из малыша вырос счастливый взрослый человек, мы должны помнить, что именно в раннем детском возрасте закладываются основы личности. Приблизительно до двухлетнего возраста идет активное слежение за внешним миром и совсем немного за своими поступками.

Игры с папой и мамой

Чем больше разнообразных занятий придумают родители, тем многограннее детки познают мир. Мама или папа могут даже обойтись без игрушек, достаточно иметь желание, фантазию и простые бытовые предметы под рукой:

  • Разрывание обыкновенных столовых салфеток упражняет суставы рук и улучшает осязание.
  • Толстые макароны отлично надеваются на пальчики, если потрудиться. Так тренируются координация и фантазия.
  • Носочек, надетый на ручку, вдруг превращается в варежку.
  • Кастрюля и ложка – отличный музыкальный инструмент.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Терпеливо показывайте, рассказывайте, а главное – хвалите малыша. Это просто необходимо для положительной самооценки.

Игры с другими детьми

Хотя в возрасте 1 год и 7 месяцев малыши еще не слишком активно играют между собой, общество других детей очень важно для них.

Совместные игры дают основы для развития речи, общения и сотрудничества. Без этих навыков может прийтись очень трудно в детском саду и дальнейшей взрослой жизни.

Ребенок с удовольствием будет учить тех, кто младше его, и учиться у детей старшего возраста.

К двум годам он становится активнее, хочет заниматься всем, чем занимаются взрослые, и поэтому дайте ему свободу. Пусть пробует, ошибается и учится. Если в начале второго года игру вели родители, то теперь правила устанавливает он сам. Родители активно участвуют в игре, проводят границы и показывают, что можно делать, а что нельзя.

Это время зависит от темперамента и устойчивости внимания. Не надо заваливать ребенка игрушками, это не даст ему сосредоточиться. Полезно разделить их, поочередно убирать одни и доставать другие.

Игрушки

В «арсенале» ребенка обязательно должны быть предметы, отображающие реальную жизнь: автомобили, куклы, игрушечная посуда, зверюшки, мячи, кубики, разборные картинки, мелки и пластилин.

При выборе игрушек обязательно учитывайте интересы ребенка.

Если у него есть любимый цвет или сказочный персонаж, то отдайте предпочтение им.

Очень важны сборно-разборные предметы. В 1 год и 7 месяцев малыш уже знает, что вещи бывают разных цветов, форм и размеров. Что большие формочки не получается положить в маленькие. Игра с разбором, вкладыванием тренирует мускулатуру маленьких пальчиков и развивает суставы рук, улучшает речь.

В конце второго года ребенок любит заниматься с несложными пазлами. Подойдут сборные картинки до десяти фрагментов на одну тему.

В этом возрасте меняется игра с уже хорошо знакомыми предметами. В пирамидке мало нанизать кольца – ребенок подбирает их по размеру, цвету и форме. А постройка из кубиков теперь растет не только вверх, но и в стороны. При этом чем активнее мама и папа принимают участие вначале, показывая, что можно соорудить, называя вслух цвета и геометрические формы, тем большую самостоятельность вскоре обнаружит в строительстве ребенок.

Мячей должно быть много и разных. Игры с ними улучшат память и мышление малыша, закрепят умение различать цвета, размеры и материалы. Ребенок с удовольствием выполняет задания родителей – «положи синий мяч в синее ведерко, а теперь красный в красное».

К двум годам детвора умеет уверенно нести мяч в обеих руках, бросать его другому и ловить, пинать ножкой, не придерживаясь за опору.

Подвижные игры

В комнате или на игровой площадке надо показывать ему, как правильно залезать и слезать, спрыгивать и сползать.

Папа и мама могут построить «полосу препятствий» из совершенно обычных предметов и сами получить большое удовольствие, барахтаясь с ребенком в подушках или проползая под стулом.

Дети через игру познают мир, поэтому обязательно включите в занятия ребенка лепку и рисование, чтение книг с яркими картинками, слушание музыки и танцы.

Безграничный мир игр – самая простая и приятная возможность для родителей позаботиться о развитии своего малыша.

Видео на тему

Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

Учитывая, что все дети уникальны по своей природе и развиваются по-разному — один быстрее, другой медленнее, тем не менее, педиатры выделяют основные границы, в пределах которых должно происходить развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев.

Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев

Физическое состояние в 1 год 7 месяцев

Отличительной особенностью развития в этом возрасте является способность обходиться лишь двухчасовым дневным сном или бодрствовать весь день без такового. С каждым днем все труднее малыша уложить спать днем. Как показывает практика, родители успешно справляются с этой проблемой при помощи чтения книг.

В 1 год 7 месяцев ребенок уже не только активно ходит без помощи родителей, но и уверенно бегает, причем не спотыкаясь и не падая, так как смотрит под ноги. Ему удается преодолевать препятствия на пути, обегая посторонние предметы. Без взрослой руки вверх по лестнице малыш ступает двумя ногами, для спуска вниз пока еще требуется помощь.

Рекомендуем заниматься плаванием с ребенком

Ребенок уже умеет прыгать не только на месте, но и по направлению вперед, а также садиться на корточки. Также дети в возрасте 1 года 7 месяцев могут как пинать, так и подбрасывать мячи, а также самостоятельно выбираются из манежа, открывают входные и межкомнатные двери. У малыша продолжается обезьяний период подражания взрослым: ребенок начинает наводить красоту, причесывая свои волосы.

Особенности психического развития

Для возраста 1 года 7 месяцев характерно «я сам» в сопровождении сильных эмоций, детских истерик и вспышек ярости. Ребенок начинает требовать и отстаивать свои желания. Среди причин внезапной смены настроения могут быть:

  • голод,
  • болезненное состояние,
  • скука и отсутствие интересных игр,
  • усталость.

Для предупреждения истерик следует побольше уделять внимания причинам перевозбуждения и переутомления и вовремя их устранять.

Ребенок в возрасте 1 года 7 месяцев уже прибегает к хитрости, когда делает вид, что не слышит родителей, не желая что-то делать.

Речевые навыки у малышей еще не сильно развиты, поэтому зачастую взрослые не понимают, что говорит ребенок, и это его раздражает. В отсутствии возможности высказать словами свои желания и требования, дети начинают капризничать.

Дети начинают любить музыку

В этом возрасте малыши начинают любить музыку: услышав понравившуюся песенку, они начинают пританцовывать в такт и пробуют подпевать. Одним из любимых занятий становится рисование всего, что перед глазами.

Больше говорите с детьми. Даже если ребенок занят другим делом, это вовсе не значит, что он Вас не слышит, и слова не воспринимаются на подсознательном уровне детским мозгом.

Навыки и умения в 1 год 7 месяцев

К этому возрасту ребенок закрепляет полученные ранее умения ходить, заползать, держать, пользоваться. Более того, малыши:

  • узнают себя в зеркале, любуясь своим отражением,
  • знают свое имя и начинают все чаще его произносить,
  • пытаются помочь в любых домашних делах,
  • осознают грань между разрешением и запретом, выражают эмоции на похвалу и наказание,
  • показывают все части тела, знают имена членов семьи,
  • умело справляются с мелкими предметами, например, открывают краны, крышки у бутылок и банок,
  • знакомятся со страхом: начинают бояться темноты и странных звуков,
  • оказывают помощь родителям в их одевании и раздевании, пытаются сделать это самостоятельно,
  • отряхивает руки и одежду от грязи, просит платки и салфетки.

В возрасте 1 года 7 месяцев дети начинают понимать причины и последствия действий, например, прекрасно знают, что уроненная чашка разбивается и из нее разливается при этом жидкость.

Уход за детьми в этом возрасте становится проще: дети самостоятельно моют руки, чистят зубы, пользуются горшком.

Четырехразовое питание включает в себя все продукты взрослого меню, однако ребенок начинает отдавать предпочтение определенным продуктам и блюдам и выбирать, что он хотел бы кушать.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Родители семимесячного ребенка замечают изменения малыша буквально каждый день. Это уже совсем не тот беспомощный новорожденный, который мог лишь лежать, спать, есть и плакать. К семи месяцам кроха заметно вырос и уже является полноправным членом семьи. Он много общается, много двигается, ест уже не только грудное молоко и постоянно осваивает новые умения. Чему научился младенец к семимесячному возрасту и как родители могут стимулировать дальнейшее развитие карапуза?

Физиологические изменения

  • Мышцы ребенка все больше укрепляются, позволяя малышу в 7-месячном возрасте удерживать тело в сидячем положении и передвигаться ползком, а также стоять, держась за опору.
  • Развитие правого полушария происходит интенсивнее, поэтому ребенок может чаще пользоваться не правой рукой, а левой, но это вовсе не является признаком, что ребенок будет левшой.
  • У малыша 7 месяцев уже полностью сформированы зрение и слух. Кроха поворачивается даже в ответ на негромкий звук и отлично видит предметы, которые быстро двигаются.
  • В семимесячном возрасте у многих малышей прорезаются первые зубы. У кого-то из карапузов родители могут заметить лишь один из нижних резцов, а у некоторых малышей два передних нижних зубика уже появились и вот-вот «проклюнутся» верхние.
  • В связи с введением прикорма стул ребенка меняется – становится более редким (обычно раз в день) и густым, а его запах более резкий.
Читайте также:  Полезные развивающие и веселые игры для небольшой компании детей 3-4 лет

Физическое развитие

Хотя развитие каждого малыша проходит в своем темпе, на основе показателей всех деток определенного возраста были определены границы нормы, превышение которых как в большую, так и в меньшую сторону является поводом для консультации с педиатром. Основные показатели для деток 7 месяцев (как средние, так и граничные) мы собрали в таблицу:

Среднее значение в 7 месяцев

Мальчики в 7-8 месяцев

Девочки в 7-8 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Седьмой месяц жизни приносит младенцу прибавку веса примерно 600 грамм, а роста – от 1,5 до 2 сантиметров. Окружность головы крохи, как и окружность груди, становится больше на 0,5 см. При этом отметим, что окружность грудной клетки у здоровых детей 7 месяцев всегда превышает показатель окружности головы.

Что малыш умеет?

  • Детки семи месяцев уже отлично сидят и ползают. При этом некоторые малыши уже пробуют садиться самостоятельно, но большинству карапузов это умение еще недоступно. Ползают семимесячные младенцы по-разному – кто-то передвигается на животике, кому-то удается ползти лишь назад, а кто-то поднялся на четвереньки и быстро перемещается, переставляя ножки и ручки.
  • Многие из карапузов этого возраста уже могут стоять, держась обеими руками за прочную опору. А некоторые младенцы даже переступают ножками, делая у опоры первые неуверенные шажки. При этом встать, подтянувшись за опору, ребенок научился, а обратно сесть пока не может и зовет для этого родителей.
  • Семимесячный малыш уже хорошо удерживает разные предметы в руках, даже если у игрушки неправильная форма. Младенец этого возраста долгое время может заниматься с игрушками. Малыш с интересом выявляет их свойства, закрывает и открывает, бросает, перекладывает, пробует на вкус и выполняет другие действия.
  • Семимесячный малыш изучает новые вкусы, пробуя продукты прикорма. Ребенок научился уже не только есть с ложки, но и пить из кружки, пусть саму кружку пока крохе помогает придерживать взрослый. А вот бутылочку малыш в этом возрасте уже вполне способен удерживать самостоятельно, а если она упадет, то способен ее поднять.
  • Ребенок хорошо понимает речь родителей. По просьбе малютка может показать некоторые части тела и знакомые предметы, которые находятся на одном и том же месте. Ребенок понял, что спрятанный предмет не исчезает навсегда, а просто не виден. Также малыш знает свое имя и имена родных людей. Наиболее младенец привязан к маме и может расплакаться от ее отсутствия.
  • Лепет малютки усложняется, кроха произносит все больше слогов и многие из них младенец проговаривает уже осмысленно.

Определяя, достаточно ли развит ребенок в семимесячном возрасте, родители должны понимать, что у каждого малютки развитие проходит по своему личному графику, однако есть умения, которые непременно должны присутствовать у малыша 7 месяцев.

Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:

  • Малыш не переворачивается.
  • Не сидит самостоятельно.
  • Не исследует предметы с помощью рта.
  • Не стучит игрушкой по столу.
  • Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
  • Не произносит слоги.
  • Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.

Посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой по развитию малыша в 7 месяцев. Вы узнаете, что особенно важно для психологического развития крохи.

Занятия для развития

Поощряйте ползание ребенка, ведь этот этап развития считается очень важным. Пусть у малыша будет удобная одежда и возможность пробовать свои силы на полу. Помогайте крохе, раскладывая любимые игрушки и превращая их в достижимую цель.

Как обезопасить кроху в эти важные моменты, смотрите в передаче Е. Комаровского.

  • Для развития координации посадите малютку на ногу и покачайте, а папа может подбрасывать младенца вверх и опускать вниз.
  • Предложите карапузу перетягивать «канат», взяв для такой игры яркий шарфик.
  • Спрячьте игрушку на глазах у ребенка под одеяло и предложите крохе отыскать ее. Также малышу понравится наблюдать, как маленькие игрушки «прячутся» в вашей ладони.
  • Учите ребенка показывать на озвучиваемый предмет пальцем, махать «пока» и хлопать в ладоши. Давайте крохе понятные задания, например, показать мишку, открыть коробку или взять ложку. Познакомьте малыша со словом «нельзя», но оно должно относиться лишь к реальным опасностям.
  • Включайте малышу музыку с разным темпом, и вы заметите, что при медленных мелодиях ребенок будет успокаиваться, а при быстром ритме начнет пританцовывать.
  • Не упускайте возможностей развития мелкой моторики малыша. Для занятий можно использовать самодельные мешочки с разными наполнителями, пальчиковые краски, игры с использованием пальчиков («коза рогатая», «сорока-ворона»), игрушки с кнопочками и многое другое, что ребенок сможет щупать, нажимать, тянуть, трогать и сжимать.
  • Продолжайте рассказывать ребенку обо всем, что вы делаете, чтобы словарный запас младенца увеличивался. Называйте игрушки, которые показываете малышу. Всегда зовите кроху по имени, а также показывайте фото родных, озвучивая их имена.
  • Гуляйте с крохой не только в тот период, когда малыш должен спать, но и во время бодрствования, чтобы дать возможность младенцу наблюдать за природой.
  • Можете использовать для занятий с крохой карточки Домана.
  • Приобретите младенцу детские книжки, в которых будут плотные страницы. Пусть малыш самостоятельно переворачивает страницу и рассматривает яркие картинки, а вы в это время читайте стишки.
  • Познакомьте малыша с другими детками, приглашая их в гости или общаясь на прогулках. Пусть дети наблюдают друг за другом.
  • Во время купания добавляйте в ванну несколько игрушек, которые могут плавать.

Из видео СвітМам. tv вы узнаете, почему ползание очень важно для физического развития ребенка. Делайте упражнения с малышом и радуйтесь его успехам.

Каждое утро 7-месячного ребенка начинается с процедур гигиены. Кроху умывают, очищают при необходимости носик и уши, подстригают ноготки, расчесывают, чистят зубки (даже если их пока нет). Ежедневная вечерняя ванна также уже вошла в привычку и помогает крохе расслабиться перед ночным отдыхом.

Комплекс гимнастических упражнений в семимесячном возрасте расширяется. Вы можете помогать ребенку вставать на ноги, сгибать-разгибать ножки младенца в положении на спине, поворачивать малютку в разные стороны, придерживая за руку, делать упражнения на развитие координации и многие другие. При этом гимнастику и массаж обычно проводят в первой половине дня.

Как только кроха научился уверенно сидеть, можете познакомить малыша с горшком, но особых иллюзий насчет быстроты его освоения питать не нужно (контролировать мочевой пузырь и кишечник дети начинают к 18 месяцам и даже позже), как и заставлять ребенка подолгу там сидеть. Пусть младенец будет на горшке до 10 минут, причем лучше всего выбрать для высаживания время после сна.

Режим дня

Дети 7 месяцев спят около 15 часов в сутки, при этом одни малыши продолжают спать трижды в день, а некоторые карапузы уже перешли на двухразовый дневной сон. Длительность ночного сна составляет 9-10 часов, а дневного – около 5 часов. При 3-разовом варианте сна днем, как правило, один из периодов отдыха более длительный, а два других – более короткие (до часа).

Гулять с 7-месячным ребенком рекомендуют дважды в день длительностью от 2 часов. Лишь при таких неблагоприятных погодных условиях, как ливень, сильный мороз или ветер, можно остаться с крохой дома. В теплую летнюю погоду младенец может проводить на улице до 6 часов ежедневно. Прогулку можно планировать на дневные сны малютки или так, чтобы ребенок некоторое время бодрствовал на улице.

Питание семимесячного ребенка включает 5 приемов пищи, между которыми проходит от 3 с половиной до 4 часов. Объем пищи, нужный ребенку 7 месяцев в сутки, рассчитывают на основе веса малыша. Массу тела крохи нужно разделить на 8. Получившееся количество пищи делят на число кормлений. В среднем ребенок семи месяцев съедает в день 1000-1100 мл пищи. Порция на одно кормление составляет примерно 200-220 мл.

При грудном вскармливании ребенок прикладывается к груди примерно 7-10 раз днем и от 2 до 4 раз ночью (чаще под утро). Детки на грудном вскармливании получают в семимесячном возрасте такие группы продуктов прикорма, как овощи, каши и фрукты. Начинают вводить в рацион растительное масло, добавляя его к пюре из овощей. Меню малышей-искусственников расширяется за счет появления в нем творога, фруктового сока, желтка, печенья и сухариков. Подробнее читайте в статье про меню ребенка в 7 месяцев.

Обычный день

Каждый день с семимесячным малышом – занимательный и интересный. Конечно же, режим у каждого младенца 7 месяцев будет индивидуальным, но чтобы представлять, как может выглядеть режим дня ребенка этого возраста, мы предлагаем вот такой примерный вариант:

Первое кормление, в которое ребенок получает грудное молоко либо смесь.

Второе кормление, в которое детям на грудном вскармливании дают кашку, а крохам-искусственникам в нее добавляют сливочное масло.

Прогулка, во время которой у крохи бывает первый дневной сон на свежем воздухе.

Третье кормление, во время которого малыши вне зависимости от типа вскармливания получают овощное пюре с растительным маслом, но деткам-искусственникам к нему добавляют фруктовый сок и желток.

Период бодрствования и развивающие игры.

Прогулка, во время которой у ребенка бывает второй дневной сон на свежем воздухе.

Четвертое кормление, которое у малыша на грудном вскармливании включает фруктовое пюре и женское молоко, а у деток на искусственном вскармливании – творог, пюре из фруктов, печенье и смесь.

Пятое кормление, во время которого ребенок получает грудное молоко или смесь.

Укладывание на ночной сон.

Малыши на грудном вскармливании во сне прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники чаще всего уже не просыпаются для кормлений.

Обычный день с ребенком вы можете разнообразить общеукрепляющим массажем. Технику выполнения смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Частые проблемы

  1. Страх перед посторонними людьми. Семимесячные дети уже четко различают знакомых людей и чужих, и могут отрицательно отреагировать на незнакомца. Так что не стоит оставлять малютку наедине с любым незнакомым ему человеком. Желая познакомить малыша с кем-то, побудьте рядом, возьмите кроху на руки и держите, пока малыш не освоится в обстановке и не поймет, что незнакомец не опасен.
  2. Проблемы с засыпанием и сном. Многие карапузы вследствие увеличения физической активности днем начинают хуже спать в ночное время, а уложить младенца становится проблематично. В укладывании вам поможет создание ритуала. Ежедневно проводите с ребенком одинаковые действия перед отходом ко сну, которые будут настраивать малютку на ночной отдых.
  3. Отказ от прикорма. Многие дети, особенно те, кто раньше ел лишь материнское молоко, отказываются от незнакомых продуктов, не желая пробовать любовно приготовленное мамой пюре или жидкую кашку. Заставлять ребенка пробовать новую пищу недопустимо. Не настаивайте, дайте ребенку грудь, а со временем снова предложите новое блюдо. Если ребенок наотрез отказывается от пюре и каш, подумайте о возможности введения педагогического прикорма.
  4. Боли и дискомфорт во время прорезывания зубов. Дети реагируют на процесс появления зубов по-разному. У некоторых малышей родители узнают о зубе лишь после заглядывания в рот, но у многих деток появление каждого зуба сопровождается усиленным слюнотечением, покраснением десен и их припуханием. Нередко у ребенка повышается температура и может нарушаться стул. Справиться с дискомфортом помогают охлажденные прорезыватели, обезболивающие гели, жаропонижающие препараты.

Главное, что нужно малышу – любовь его родителей. Проводите время интересно и получайте удовольствие от совместных занятий. Поиграйте с ребенком, взяв за основу занятия по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.


Ссылка на основную публикацию