Что делать родителям при моторной алалии у ребенка – план действий для родителей ребенка с алалией

Моторная алалия у ребенка 1-2-3-4-5 лет. Что это, симптомы, признаки, лечение, коррекционная работа

Моторная алалия − это полное отсутствие или частичное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением корковых центров мозга, отвечающих за речь. Эти изменения чаще происходят во время перинатального периода или в первый год жизни ребенка.

Малыш отлично понимает чужую речь, но самостоятельно сказать ничего не может. Этот недуг диагностируется чаще у 1% детей дошкольного и до 0,8% школьного возраста. Чаще болезнь диагностируется у мальчиков до 5 лет жизни, чем у девочек.

Моторная алалия проявляется в виде отставания в развитии моторики артикуляционного аппарата. Детям с подобной патологией сложно приподнять язык вверх и удержать его в таком состоянии долго, не могут облизать губы.

Также у детей с этим недугом наблюдаются и другие сложности: они не умеют завязывать шнурки, застегивать пуговицы без посторонней помощи. Они не могут пройти по бревну, не прыгают на одной ноге, часто спотыкаются и падают.

Виды заболевания

Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.

Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:

  • экспрессивную моторную алалию;
  • импрессивную сенсорную;
  • смешанную.

В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:

  • афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
  • эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.

Стадии и степени

Существует несколько степеней болезни, каждая характеризуется своими отклонениями, все они описаны в таблице ниже.

СтепеньОсобенности
ЛегкаяЭту степень достаточно легко вылечить. Достаточно просто ограничиться занятиями с логопедом и выполнением домашних упражнений и все отклонения уйдут. Ребенок научится самостоятельно говорить, ухаживать за собой.
ТяжелаяПри данной степени заболевания наблюдаются грубые поражения центров речи, поэтому терапия в большинстве случаев не приносит улучшений.

Симптомы

Первые признаки алалии можно заметить еще в первый год жизни малыша, но чаще родители просто не обращают на них никакого внимания. Чуть позже, когда приходит время ребенку лепетать, гулять и улыбаться родителям, он просто не реагирует на их появление, так как у него уже значительно снижена познавательная активность. Если такие признаки наблюдаются, то нужно срочно проконсультироваться со специалистом.

Чаще взрослые начинают бить тревогу на втором году жизни ребенка. Именно в этот период малыш должен уже четко говорить первые слова, складывать их во фразу, формируется фонематическая система. Если же ребенок не произнес до 2-х лет ни одного слова, то требуется консультация логопеда. Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечением, тем благоприятнее прогноз.

У алаликов есть все, что необходимо им для того, чтобы нормально разговаривать, но они просто не имеют возможность воспользоваться своими возможностями.

А выражается это в:

  • литературной парафазии, когда один звук в слове заменяется на другой;
  • персеверации, когда речь рассеянная и непрекращающаяся;
  • элизии, когда отдельные звуки выпадают из слов;
  • ограниченном словарном запасе, чаще это касается глаголов и отдельных отглагольных форм;
  • замене слов на похожие по смыслу;
  • контаминации, когда объединяются слоги слов;
  • неправильном согласовании слов;
  • выпадении при разговоре предлогов.

Также можно определить у ребенка признаки алалии по неречевым симптомам, проявляющиеся в виде неправильной работе нервной системе:

  • наблюдаются нарушения двигательной функции лицевых мускулов;
  • нарушается равновесие;
  • неловкость, когда дети часто спотыкаются и бьются о преграды;
  • нарушениями пространственного гнозиса;
  • дисфункция мозга минимальна.

К психопатологической симптоматике алалии относятся:

  • отставание в развитии;
  • импульсивность в действиях;
  • повышенная тревожность и агрессия;
  • плохая адаптация к окружающей среде;
  • сниженное внимание;
  • чрезмерная утомляемость.

При первых признаках болезни, необходимо срочно посетить педиатра и пройти комплексное обследование.

Причины появления

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может быть следствием асфиксии новорожденного, недоношенности или травмы, полученной во время родов. В редких случаях диагноз может быть поставлен при преждевременных или затяжных родах.

Спровоцировать развитие недуга могут осложнения во время вынашивания малыша и родовой деятельности, а также перинатальные патологии.

Чаще всего причинами развития такого нарушения являются:

  • инфекции (заражение произошло во время пребывания в утробе матери или при прохождении родовых ходов);
  • гипоксия;
  • асфиксия;
  • токсикоз;
  • травмирование плода во время падения беременной женщины или удара в область живота;
  • травма мозга во время вынашивания плода или родов;
  • высокий риск самопроизвольного аборта;
  • некоторые хронические недуги матери: недостаточность сердца и легких, гипертензия.

Также спровоцировать развитие алалии могут другие серьезные недуги, которые влияют на нервную систему: менингит, энцефалит, соматические патологии, травмирование головы. Некоторые ученые считают, что алалия − это наследственная болезнь. Дети с такой патологией отличаются от умственно отсталых малышей. Как только речь начнет восстанавливаться, умственное отставание исчезнет.

Диагностика

Моторная алалия у ребенка 2-5 лет диагностируется логопедом.

Поставить точный диагноз бывает довольно сложно, поэтому рекомендуется пройти комплексное обследование:

  1. Анамнез. Логопед изначально собирает всю информацию о родителях малыша и общения ребенка с окружающими. Подозревать алалию можно в том случае, если точно установлены три характерных симптома.
  2. Дифференцированное обследование. Обязательно следует посетить целый ряд специалистов. Отоларинголог должен проверить слух, психоневролог написать заключение об умственном состоянии ребенка, а психолог проверить, нет ли аутизма.
  3. Динамическая диагностика. Во время коррекции речи логопед должен фиксировать, есть ли улучшения. На основании полученных данных логопед может скорректировать ранее поставленного диагноза.

Также часто рекомендуют пройти и такое обследование:

  1. МРТ. С его помощью удается установить, есть ли органические поражения в мозге. Стоимость обследования от 2500 руб.
  2. ЭЭГ. Этот метод диагностики помогает определить, в каком месте мозга произошли нарушения и как они отражаются на ребенке. Цена обследования от 500 руб.

Профилактика

Чтобы моторная алалия не развивалась у малыша, обязательно нужно обеспечить надлежащие условия для правильного протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка.

Во время вынашивания малыша женщинам рекомендуется проводить профилактику:

  • вовремя стать на учет к гинекологу, своевременно проходить все рекомендованные обследования и выполнять рекомендации доктора;
  • свести к минимуму риск заражения инфекцией, своевременно лечить недуги;
  • исключить все занятия, которые могут нанести травму плоду;
  • избегать серьезных физических нагрузок;
  • отказаться от употребления спиртных напитков, курения;
  • подобрать сбалансированный рацион питания;
  • выполнять упражнения, рекомендованные беременным.

Чтобы ребенок развивался правильно, необходимо:

  • регулярно посещать семейного доктора, узких специалистов при необходимости;
  • делать все прививки в соответствии с возрастом малыша, но только если нет противопоказаний;
  • выполнять упражнения ля правильного развития ребенка, комплекс подбирается в соответствии с возрастом;
  • защитить ребенка от различных травм, особенно головы;
  • уделять как можно больше внимания ребенку, общаться с ним в ласковой манере;
  • поддерживать правильный психологический настрой в семье.

Коррекционная работа

Моторная алалия у ребенка, которому уже 2-5 лет, должна лечиться только комплексно. Специалист подбирает терапию индивидуально каждому малышу, учитывая его тип недуга и степень развития.

Не стоит ждать быстрых результатов, потребуется длительная и сложнейшая работа, чтобы ребенок начал справляться со своими дефектами речи. Эта болезнь тяжело подается терапии, но шанс вылечиться есть у каждого ребенка.

Есть несколько методов вылечить алалию:

  1. Прием лекарств. Логопед и невролог могут порекомендовать родителям давать ребенку ноотропные или метаболические препараты. Например, Энцефабол, который помогает улучшить все сниженные патологией обменные процессы в мозге, улучшает кровообращение, снижает уровень вязкости крови. Пантогам − это мягко действующий на детский организм метаболический церебропротектор. Это средство улучшает энергетический обмен в мозге и клетках, оказывает противосудорожное действие, снижает моторную возбудимость, повышает работоспособность умственную и физическую. Назначать препарат должен доктор, он же подбирает дозировку и курс.
  2. Микротоковая рефлексотерапия. При помощи оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа отдельных частей мозга, которые наиболее поражены болезнью. Подобная процедура полностью безболезненна, назначается детям с 6 месяцев.
  3. Массаж. С его помощью удается улучшить работу мышц речевого аппарата.
  4. Физиотерапия. Специалист может порекомендовать курс лазерной, магнитной или электростимуляции, проводящиеся на специальном оборудовании.

Хорошую эффективность в лечении алалии у детей дают занятия с логопедом. Он хорошо знает, какие именно упражнения применять, чтобы всесторонне развивать речевой аппарат. Упражнения должны стимулировать активность речи, формировать большой словарный запас.

Вне зависимости от того, какая форма болезни у ребенка, логопед использует 4 этапа лечения в своей работе:

  1. Подготовительный. На этом этапе специалист формирует у ребенка предпосылки для дальнейшего правильного развития речи. Логопед создает такие ситуации, чтобы побудить малыша к общению. Также он формирует понятие, что речь для каждого человека важна. На этом этапе проводятся работы по развитию темпо-ритмической стороны речи и психических функций.
  2. Второй этап помогает сформировать начальные навыки речи. Проводятся работы, помогающие расширить словарь, идет активная помощь в соотношении слов с предметами. Специалист учит малыша узнавать слова по их звучанию, занимается коррекцией произношения звуков. Также применяются упражнения, помогающие классифицировать и обобщать предметы.
  3. На третьем этапе формируются высказывания, как главной единицы речи. Логопед помогает скорректировать грамматический строй, учит ребенка правильно конструировать свои высказывания.
  4. На 4 этапе формируются понятия о познавательной функции речи. Подбираются упражнения, позволяющие сформировать связную речь, распланировать ее и воспитать навыки самостоятельного контроля.

Упражнения для каждого этапа подбираются индивидуально в соответствии с формой болезни. Во внимание берутся особенности дефекта. Работа организовывается таким образом, чтобы удалось наилучших результатов и максимально скорректировать речь.

Моторная алалия у ребенка 2-4 лет при работе с логопедом имеет ряд особых направлений, кроме основных принципов и этапов:

  • приводятся в норму все моторные функции, каждое задание, выполняемое ребенком, контролируется;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • развивается психологическая речевая база;
  • развивается словесное и логическое мышление, идет регулирование речи;
  • проходит подробная коррекция произношения звуков и преодоление оральной апраксии;
  • развиваются фонематические процессы, где упор делается на восприятии речи;
  • развиваются экспрессивные стороны речи.

Кроме логопеда с ребенком обязательно должен работать дефектолог, ведь нарушения могут быть и в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог дает больше уклон на психические функции и особенности личности.

Родители обязательно должны в домашних условиях заниматься с ребенком. Совместно с логопедом создается домашняя программа работы с ребенком.

  1. Обязательно малыш должен воспринимать речь взрослого. Ему нужно называть предмет, а ребенок должен найти его и показать. Если он показал неправильно, его нужно поправить, показать верный вариант и попросить повторить название предмета. Для таких занятий можно использовать любимые игрушки ребенка, с каждым разом обязательно увеличивать количество предметов, добавляя ранее ему незнакомые. Чем больше предметов он выучит, тем быстрее его словесный запас пополнится.
  2. Если малыш выучил много слов, то обязательно следует поработать над их правильным произношением.
  3. Разговаривать с алаликом нужно как можно больше. Речь взрослого должна быть понятной, правильной и не быстрой. Если у ребенка сенсорная алалия, то каждое слово лучше сопровождать соответствующей картинкой.
  4. Показывать малышу буквы, а после подбирать слова, начинающиеся на нее. Просить ребенка показывать букву, на которую слово начинается, пусть проговорит четко слово.

Обязательно нужно купить ребенку книжки с яркими картинками. Рассматривать их, показывать и говорить, кто изображен. Можно подобрать специальные компьютерные игры, где ребенок сможет развивать свою речь.

В домашних условиях можно проводить малышу логопедический массаж, который стимулирует речевые зоны.

Последовательность массажных движений может быть такой:

  • поглаживание лобной области, начиная от центра и двигаясь к вискам, движения вокруг висков должны выполняться по часовой стрелке;
  • таким же образом гладятся впадины глаз, движения не должны приносить дискомфорт, все выполнять нежно и мягко;
  • круговыми движениями гладятся щечки;
  • после нужно перейти на массаж пространства между бровями;
  • растирается нос, губы и даже язык.

После массажа лица можно переходить на руки, грудь, спину. Никаких резких и болючих движений, ребенок должен быть полностью расслаблен. Руки перед массажем обязательно обработать антисептиком, никаких масел использовать не нужно, чтобы не вызывать аллергической реакции.

Занятия с логопедом и дома помогут быстрее развить логоритмику и связную речь фразами. Выполнение простых упражнений значительно увеличит словесный запас, улучшит речь, научит малыша понимать простейшие выражения.

Возможные осложнения

Моторная алалия у ребенка 1-5 лет может спровоцировать серьезнейшие нарушения письменной речи. Также у детей с подобным диагнозом, которые не получают надлежащего лечения, может появиться заикание, проявляющееся чаще при формировании навыков устной речи.

Если своевременно поставить диагноз и подобрать комплексную терапию, включающую в себя прием медикаментов, работу с логопедом, дефектологом и работу с родителями дома, то прогноз будет благоприятным.

Немаловажное значение играет и степень поражения мозга, невролог должен точно выяснить, насколько он поражен, чтобы подобрать терапию. При незначительных повреждениях уже к 5 годам можно полностью исключить диагноз − алалия.

Моторная алалия, которая была диагностирована ребенку до 1 года, может быть эффективно и без особых проблем вылечена. Родителям просто следует быть внимательным к своему малышу, строго следовать рекомендациям педиатра, посетить логопеда при необходимости и других узких специалистов.

От сенсорного недуга малыш быстрее избавляется, чем от моторного, поэтому нужна кропотливая и длительная работа.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео об алалии у детей

Что такое алалия:

Актуальная информация о моторной алалии

Алалия − не такое хорошо изученное речевое нарушение как, например, дизартрия, входит в список заболеваний МКБ-10. Специалисты не могут определить точно механизмы ее возникновения и предлагают способы по эффективной коррекции этого дефекта. При алалии нарушаются все речевые компоненты. У ребенка искажено не только звукопроизношение, но и грамматический строй, связная речь. Чтобы преодолеть алалию, необходимо проводить комплексные занятия не только с логопедом, но и с неврологом, дефектологом, нейропсихологом, психологом.

Краткая характеристика и классификация

Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.

Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:

  • Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
  • Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.

Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:

  • Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
  • Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
  • Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.

Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.

Особенности моторной алалии

При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.

Все эти факторы оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему, из-за чего происходит нарушение работы моторных нейронов.

Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:

  • Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
  • Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.
Читайте также:  Как правильно объяснить ребенку, что такое «дружба», «мужская дружба», «женская дружба»?

При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.

Формы моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

  • Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

  • Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

У детей имеются и неречевые признаки этого нарушения.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности. У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление.

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
  2. На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
  3. Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
  4. На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Особенности логопедической помощи при моторной алалии

Коррекция моторной алалии, кроме основных принципов и этапов работы, имеет особые направления:

  • нормализация моторных функций − все задания необходимо комментировать;
  • развитие эмоционально-волевой сферы − работа проводится также в контексте речи, тем самым она выполняет регулирующую функцию;
  • развитие психологической базы речи − коррекция высших психических функций;
  • развитие словесно-логического мышления и регулирования речи;
  • коррекция звукопроизношения и преодоление оральной апраксии;
  • в развитии фонематических процессов основной упор делают на восприятие речи;
  • развитие экспрессивной стороны речи.

Начинать работу нужно с того момента, когда у малыша начались трудности. Поэтому для диагностики важно, чтобы родители смогли рассказать логопеду о том, когда были этапы гуления, лепета и первых слов. Тогда логопед сможет построить работу максимально эффективно.

Рекомендации по проведению занятий

Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.

Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.

Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.

Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов

Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.

Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.

Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.

Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.

Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.

В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.

Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.

Рекомендации для родителей детей с моторной алалией

Панфилова Александра
Рекомендации для родителей детей с моторной алалией

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка.

При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании.

Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Классификация алалии

В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В. А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

Экспрессивную (моторную) алалию. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным.

Импрессивную (сенсорную) алалию. При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

1 Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга.

2 Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.

3 Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка

Ребенок не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.

Что предпринять родителям при подозрении на речевую патологию у их ребенка

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:

• Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать.

• Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками. Эти дети неуклюжи и неловки, их пальцы с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.).

• У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию.

Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.

Работа логопеда с ребенком-алаликом проходит поэтапно. Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.

Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:

Читайте также:  Ребенку 1 год и 5 месяцев – как развивается малыш в возрасте один и 5?

• Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;

• Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;

• Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;

• Словосочетания нужно повторять несколько раз;

• К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Чего делать нельзя:

Недопустимо требовать от ребенка назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. Нельзя давать слишком много речевого материала.

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь. Речевой фон должен быть ясным, чистым и понятным ребенку;

Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;

Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.

Стимулируйте речевое развитие, путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук.

В старшем возрасте, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т. п.

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но это не так.

Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией. Родителям необходимо создать насыщенную речевую среду для своего ребенка, изменить систему семейного воспитания в пользу речевого развития.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей “Рекомендации по подготовке детей к школе” Возраст 6–7 лет.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Рекомендации для родителей по теме недели «Деревья» для детей старшей группы Уважаемые родители! На этой неделе тема наших занятий — «Деревья». Дети узнают, что все деревья можно разделить на группы: дикорастущие.

Рекомендации для родителей «Развивающие игры для детей» Продолжаю серию публикаций развивающих игр для дошкольников. Предлагаю Вашему вниманию развивающие игры для совместных игр родителей и детей.

Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка.

Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка

Малыш не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.

Если вы замечали такие проявления у вашего малыша, вполне возможно, что у него моторная алалия – сложная системная патология, затрагивающая не только речь, но и поведение, стремление к познанию окружающего мира.

Что предпринять родителям при подозрении на речевую патологию у их ребенка?

С грустью смотрит мама на своего малыша – такой красивый и обаятельный, и все-все понимает, но совершенно непонятно, что он хочет сказать. А, между тем, его сверстники уже бойко общаются друг с другом и с взрослыми, могут повторить небольшие потешки и стихотворения.

Близкие и друзья наперебой спешат успокоить родителей такого ребенка, рассказывая, как кто-то «заговорил и в 5, и в 6 лет, и — ничего, не хуже других…».

Между тем, при малейшем подозрении на отставание детей в речевом развитии нужно немедленно предпринять несколько важных шагов:

  • Внимательно понаблюдать за своим ребенком, сравнить его речевые умения с таблицей показателей нормы появления детской речи.
  • Обследовать слух малыша у отоларинголога. Встречаются случаи, когда ребенку исправляли дефекты речи, а у него была никем не замеченная врожденная тугоухость.
  • Провести расширенное обследование у детского невропатолога, психоневролога. Проблемы речевого развития и патологии нервной системы тесно связаны друг с другом.
  • Получить консультацию опытного психолога – дефектолога.

Казалось бы, зачем делать диагностику речевой патологии – ведь все «неговорящие» дети просто молчат. Дело в том, что при разных речевых проблемах применяется различный подход к их исправлению.

К сожалению, диагноз «моторная алалия» ставят детям с дефектами речи неоправданно часто, руководствуясь принципом «лучше перестраховаться, чем пропустить».

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:

  • Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать;
  • Малыш не в состоянии повторить простые действия, показанные ему в определенной последовательности, не может запомнить порядок этих действий;
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.
  • Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.)
  • У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию;
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость.

Моторная алалия – общие рекомендации для родителей

Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.

Как строить общение и взаимодействие со специалистами:

  • Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.
  • Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга.

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

  • Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Причины моторной алалии и вызванные ею нарушения очень разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.

Родители и речевая среда для ребенка-алалика

Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией.

Главное, что они должны сделать – создать насыщенную речевую среду, изменить всю систему семейного воспитания.

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.

Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки и лицо. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые. Теперь давай вымоем лицо. Водичка, водичка, умой мое личико.… Сложи ладошки ковшиком и набери воду. Три личико ладошками. Я помогу тебе закрыть кран. Стряхивай водичку и бери полотенце. Наше полотенце красное, а папино – синее. Вытирай ручки и лицо. Молодец, чисто умылся!»

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:

  1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
  2. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  3. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  4. Словосочетания нужно повторять несколько раз;
  5. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
  6. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.

Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.

Чего делать нельзя

Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет ребенок с моторной алалией. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма.

И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.

Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания. Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители.

Он должен слышать только правильно звучащую речь.

Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку.

Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.

Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам.

И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки.

Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.

Нужно настроиться на то, что коррекция моторной алалии может занять несколько лет. Каждый день должен быть заполнен играми и занятиями, приближающими малыша к заветной цели – овладению правильной речью.

Здесь очень важен оптимистичный настрой взрослых, их умение поддерживать своего ребенка, замечать и поощрять его малейшие успехи.

Не нужно замыкаться наедине со своей проблемой. Очень помогает сохранить веру в успех общение с родителями таких же детей в интернет-сообществах, на логопедических форумах.

Выстроить правильную линию поведения, определиться с методикой самостоятельных занятий поможет чтение специальной и популярной литературы.

Вот несколько очень хороших книг:

  • Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
  • Т. Башинская. Как разговорить молчуна.
  • Н.В. Белов. Самоучитель по логопедии.

Несмотря на то, что они в большинстве своем рассчитаны на профессионалов, из этой литературы можно почерпнуть для себя много интересного, а главное — убедиться в том, что с моторной алалией можно справиться.

Диагностика и коррекция моторной алалии у детей

Моторная алалия – нарушение ЦНС органического характера, поэтому потребует комплексного подхода в лечении. Обязательны обследование врача с назначением лекарственных средств, работа логопеда с применением коррекционных методик и активное участие родителей. Потенциал саморазвития у моторных алаликов низкий, но он есть. Логопедическая работа ориентирована на восполнение пробелов в речевом и неречевом развитии и подготовку к обучению в школе. Поговорим о некоторых коррекционных методиках для детей с разной степенью моторной алалии.

Дифференциальная диагностика моторной алалии

Перед тем, как приступить к коррекционной работе, нужно отграничить моторную алалию от других нарушений: сенсорной алалии, дизартрии, тугоухости, детской моторной афазии, ЗПР (задержка психического развития) и ЗРР (задержка речевого развития). Диагноз моторная алалия ставится неврологом не раньше четырехлетнего возраста, поскольку многие психические функции у детей, в том числе и речь, находятся в стадии формирования. Логопед оценивает звукопроизношение и просодическую сторону речи, чтобы вынести психолого-педагогическое заключение: ЗРР, ОНР (общее недоразвитие речи) I, II или III уровня. До 4 лет обычно ставят диагноз ЗРР, но некоторые признаки моторной алалии можно увидеть уже с младенчества.

На первом этапе идет сбор анамнестических данных для выяснения истории болезни. Узнают, была ли у ребенка ранее какая-то речь или нет. Это позволяет отграничить моторную алалию от детской моторной афазии, поскольку афазия – это потеря уже имеющейся речи, алалия – отсутствие речи с рождения. Характерной чертой моторных алаликов является отсутствие даже лепетной речи, которая в норме появляется у ребенка с 5-6 месяцев. Также выясняют возможную причину заболевания: асфиксия, родовая травма, инфекционные заболевания матери или ребенка, черепно-мозговые травмы ребенка и т.д. Цель выяснения – установить органический или функциональный характер имеет нарушение и отграничить от ЗРР.

Второй этап – обследование понимания речи по принципу разграничения с сенсорной алалией, при которой у ребенка грубо нарушено восприятие и понимание речи. Моторный алалик воспринимает и понимает речь соответственно возрасту. Ребенку показывают картинки или игрушки и спрашивают: покажи где...

Третий этап – проверка слуха, чтобы дифференцировать от тугоухости и глухоты. У моторных алаликов слуховая функция сохранна, у слабослышащих – нарушена. Ребенку предлагают угадать с закрытыми глазами, что звучит (неречевые звуки): погремушка, бубен, шуршание бумаги, колокольчик и т.п. Кроме того проверяют просодические компоненты речи. Неговорящие алалики обычно даже без слов с помощью звуков могут предать интонацию, мелодику, ударение, ритм речи без жестов, дети с нарушением слуха не способны воспроизвести интонационный рисунок вербально, используют мимику и жесты.

На четвертом этапе изучают мимику ребенка: подвижная или статичная. У моторного алалика при отсутствии речи мимика очень активна, выразительна, у дизартриков и сенсорных алаликов наблюдается вялая мимика, амимичность, спастичность органов артикуляции, они не могут поднять бровь, надуть щеки, растянуть губы в улыбке и вытянуть их трубочкой. Используются те же тестовые пробы, что при дизартрии.

Пятый этап включает в себя обследование органов артикуляции, чтобы также дифференцировать моторную алалию от дизартрии, при которой обычно страдает артикуляционный аппарат. При моторной алалии обычно язык, губы, зубы, мягкое небо в норме. При дизартрии наблюдается повышенный или пониженный тонус языка, спастичность или паретичность губ, языка, мягкого неба.

На шестом этапе проверяют звукопроизношение имеющихся фонем. Обычно при моторной алалии может быть и правильное и искаженное произношение звуков, при дизартрии все искаженные звуки искажены постоянно.

Седьмое этап – обследование психических функций. При моторной алалии у ребенка возникает негативизм к речевому общению, отсутствует мотивация к деятельности, он замыкается в себе, с трудом идет на контакт с незнакомыми людьми, чего нельзя сказать о ребенке с ЗПР, у которого сформирована мотивация действий и способность к овладению самостоятельной речью.

Коррекция моторной алалии

Поскольку ведущий дефект заболевания – отсутствие речи, основная задача логопедической работы заключается в формировании психологической базы для активизации внимания, памяти, мышления, выработки положительной мотивации к общению и развитию потребности в этом. Коррекция речевой деятельности зависит от уровня недоразвития речи. При моторной алалии состояние системы языка делится на три уровня:

ОНР I уровня – безречевые дети, отсутствует лексика, к 4 годам они общаются с помощью жестов, звукоподражаний, лепетных слов: ду-ду, би-би, ням-ням, бай-бай.

ОНР II уровня – грубое искажение слоговой структуры слова, при появлении первых невнятных слов нарушается грамматический строй речи, глаголы заменяются звукоподражаниями, предлоги отсутствуют, предложения одно или двусложны: би-би апапа – поедем в Анапу.

ОНР III уровня – появляется фразовая речь, но грамматика и звукопроизношение грубо нарушены: смотлите, дозик капит, надо зонтик датава – смотрите дождик капает, надо зонтик доставать.

Читайте также:  Как уложить ребенка спать быстро и вовремя без укачиваний и капризов

Работа при ОНР I уровня

Первостепенная задача развития речи детей, у которых она напрочь отсутствует, – вызвать речевой импульс, звуковую активность и помочь преодолеть негативную речевую мотивацию. Возможно, потребуется консультация психолога, который поможет замотивировать ребенка. Зачем мы будем учиться разговаривать? Вот случай из практики: мальчик Костя (4,5 года) очень хотел конструктор «Лего», в наборе которого были машинки из мультфильма «Тачки», но он не умел разговаривать. Мама пообещала купить конструктор, но с одним условием, что сначала сын научится правильно называть имена всех машин. У ребенка появилась внутренняя мотивация, и он охотно посещал логопеда.

Преодолеть речевой негативизм могут помочь и родители дома, создавая игровые ситуации, оречевление предметов, картинок, действий, устраивая разнообразные театры. То же самое делает и логопед на занятиях – играет с малышом, используя режиссерские игры, театрализованные шоу, где сам говорит за всех героев разными голосами, постепенно вовлекая в игровое действие ребенка. Заставить говорить безречевого ребенка нельзя, возможен негативизм и полный отказ от речи. Слова логопеда должны подаваться на высоком эмоциональном уровне. Ребенок начнет реагировать подобными эмоциональными возгласами животных, мимикой, жестами. Любая речевая попытка должна поощряться пищей или материально. Это своеобразный стимул. Цель логопедической работы – растормошить, активизировать речь ребенка.

Вызвав малейшие звукоподражания необходимо развивать активный и пассивный словарь алалика. В игровой форме изучать слова по лексическим темам. Например, игра в «Повара»: давай сварим суп из овощей, что положим в суп? И назвать необходимые овощи: это морковка, это лук, это свекла и т.д. Или показать картинки (МАК, БАК, ЛАК), назвать предметы, потом спросить, где мак, а где бак? А вот это что? Ребенок может на все картинки говорить: ак, ак, ак, все равно поощрять его и хвалить: да, хорошо, это лак. Одновременно идет развитие понятийного словаря: Таня, Ваня, Маня.

Правильно, это Таня, – постоянно хвалить ребенка, даже если всех назвал одним именем.

После появления отдельных слогов ведется работа по соединению слогов в слова и фразы. Используются союзы, местоимения с указанием места. Это па-па. Это со-ба-ка. Ребенок может исказить слова, но пытается уже построить фразу, поэтому его нужно хвалить: ты замечательно сказал! По мере накопления словаря начинается формирование основных грамматических обобщений и противопоставлений. Детей учат на куклах обращаться друг к другу:

Катя, стой! Катя, иди!

Я стоЮ. Я идУ, – первый ребенок отвечает за куклу.

Что делает Катя? – учат задавать вопрос.

Катя стоИТ. Катя идЕТ, – второй ребенок повторяет и т.д.

Параллельно ведется работа по развитию тонкой моторики рук, поскольку зоны мозга, отвечающие за движения, находятся совсем близко к тем зонам, которые отвечают за производство речи. С ребенком делают поделки из пластилина, рисуют пальчиками, нанизывают бусы, учат шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Совсем незаметно при хорошо развитых, точных движениях пальцев могут появиться новые звуки и слова.

Работа при ОНР II уровня

Работа с моторным алаликом, у которого уже есть пусть хоть искаженные, но отдельные слова, пойдет гораздо легче, чем с безречевым ребенком. Самая главная задача на этом уровне – формирование грамматического строя речи, выработка навыка самостоятельного изменения слов по грамматическим эталонам и моделям. Нельзя использовать все грамматические конструкции сразу, обучение должно играть тренировочную и пусковую роль при освоении механизма словоизменения. Например, несколько занятий посвящается использованию в речи конструкции с управлением винительным падежом, применяя все те же лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания». Что посадим в огороде? – показывая макеты и выделяя интонацией окончание: морковкУ, свеклУ, огурцЫ, картошкУ, горох, дынЮ и т.д.

Также ведется работа над слоговой структурой слова путем проговаривания и отхлопывания, отстукивания, протопывания слов разной сложности, составление схем слов с делением на слоги. Для лучшего усвоения слова целиком и развития фонематического восприятия все проговаривания сопровождаются движениями. Сначала берутся двусложные слова с открытым слогом: ма-ма, ды-ня (шагаем). Затем трехсложные с открытым слогом и т.д., но пока не берутся слова со стечением согласных: че-бу-раш-ка (слово длиннее, шагов больше). При овладении послоговым произношением слов ведется коррекция звукопроизношения по принципу: постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Продолжается работа по развитию мелкой пальцевой моторики.

Работа при ОНР III уровня

На этом этапе идет развитие связной грамматически и фонетически правильно оформленной речи. Работа начинается с формирования мотива деятельности и программы развернутого высказывания. Для моторных алаликов необходим развернутый план рассказа, в качестве которого используются предметные и сюжетные картинки. Также продолжается работа над слоговой структурой слова, но уже с более сложными словами со стечением согласных: бо-тин-ки, тюль-пан, све-то-фор. Проводятся занятия по развитию грамматической стороны речи, активизации словаря и коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Далее следует подготовка к обучению грамоте.

Положительная динамика при моторной алалии возможна при соблюдении некоторых условий:

Ранняя диагностика речевого нарушения.

Своевременное предупреждение вторичных отклонений. Это могут быть неречевые отклонения в мелкой и общей моторике.

Учет и сопоставление с нормой речевого развития данного возраста.

Системность логопедического воздействия с акцентом на преодоление лексико-грамматических трудностей.

Индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его личных и возрастных особенностей.

Одновременное воздействие на психические процессы познавательной и речевой деятельности.

Работа с моторным алаликом занимает много времени, результатов быстро ждать не приходится. На растормаживание и активизацию речи в среднем может уйти от 3 месяце до полугода. Учитывая данные аспекты, родителям предстоит набраться терпения, очень кропотливо и методично заниматься с ребенком под руководством логопеда.

Моторная алалия

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • гипоксия плода;
  • токсикозы;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы, энцефалит, менингит, некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции, пневмония, рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии:

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное, так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание.

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга, рентгенологического исследования черепа.

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией, аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы, как электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

При моторной алалии рекомендуется рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закреплять усвоенный материал.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • сбалансировано питаться;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Видео с YouTube по теме статьи:


Ссылка на основную публикацию